Физическая культура
Написал Alex A. Bel.   
24.04.2006

Физическая культура, как активное средство в борьбе с опасными для здоровья бытовыми явлениями и вредными привычками

  Скачать этот файл *.doc

Введение
Физическую культуру можно рассматривать, как часть гигиены человека. Комплексов мер призванных содержать физический, эмоциональный и генетический фон человека в определённой норме. Все мы привыкли мыть руки перед едой. Нас так приучили с детства. Ведь это превентивная мера перед лицом опасности получить тяжёлые и опасные кишечные заболевания. Все это знают. Но почему же мы не делаем ничего для того, что бы получив физическую норму не привести её к норме эмоциональной, психологической? Почему мы ничего не делаем для достижения физического совершенства дарующего радость жизни? Ведь механизм, на мой взгляд, предельно прост и понятен, должен быть любому. Болезнь того же кишечника от невымытых рук не даст человеку нормально существовать, двигаться, никогда больной человек не познает радость жизни, счастье своего существования, а значит - будет угнетён эмоционально. И наоборот, только здоровый физически человек готов к восприятию положительного фона, который сам же создаст средствами гигиены, коей является, по сути, физическая культура. И я верю в то, что придёт время, когда человеку заболевшему физическим недугом, или человеку пожизненно угрюмому и унылому, будет так же стыдно признаться в своём недуге, потому что он сам виноват в своём бездействии, что допустил, а точнее спровоцировал свой недуг, как и человеку, получившему кишечного паразита в награду за свою лень.

Опасные для здоровья бытовые явления
На современного человека действует огромное множество факторов негативно сказывающихся на его здоровье. Давайте договоримся сразу, что под «здоровьем» мы будем понимать не только предмет нашего пристального внимания – физическое совершенство, но и психологическое здоровье, потому как одно невозможно без другого. Как тело невозможно без духа, так и дух невозможен без тела. Больше не обращаемся к этому. На современного человека действуют негативно:

Эффект недостаточной физической нагрузки в современном городе. Гиподинамия.
Нарушенные режимы дня и ночи, нет полноценного отдыха.
Испорченная биосфера. Воздух, вода, пища.
Невозможность уединения. Невозможность быть собой. Нарушенная коммуникативность.
Можно продолжать дальше, но как бы мы не старались выискать всё новые и новые факторы – половина этих факторов придётся на психологическую составляющую.

И опасные для здоровья вредные привычки
В современном обществе, нашем обществе, наметился рост людей среднего достатка. Как правило, это примерно 70-85% трудоспособного, здорового населения всех городов относительно развитых стран упорно трудящихся и занятых бОльшую часть своего времени именно на своём рабочем месте. Человек изо дня в день подчинён определённому графику. Который становится частью его самого - его привычкой. Вот здесь очень важный момент. Привычка ещё пока нейтральна. Далее когда этот режим работы сложился наш «средний человек», наш «подопытный», стремится немного разнообразить своё существование, серое, как кажется. Привносится в привычный график «нечто», скажем, этим нечто может стать бутылка пива после работы, что бы снять эмоциональное напряжение, накопившееся за день. И вот этот элемент уже часть жизни, часть привычки, часть графика, часть самого человека. Мне доводилось наблюдать небольшую армию «белых воротничков» мирно пьющих пиво после напряжённого рабочего дня.

Я привёл пример только одного возможного сценария развития вредной привычки и её укрепления в повседневности «среднего человека» в нашей стране. Увы, таких механизмов множество и они очень разнообразны и индивидуальны. Но одинаково для всех они вредны, а стало быть и опасны.

 

Смещение приоритетов
В своей спортивной деятельности я прибегаю к простому методу сложившемуся, как-то очень просто, сам собою, который называю «смещение приоритетов». Наш человек, наш «белый воротничок», мирно пьющий вечером пиво, снимающий стресс, вдруг получает некую порцию отвлечённой от его работы информации положительного характера, скажем из Интернета, этой глобальной информационной сети, намного опередившей наши запросы в плане какой либо информации. Информации об отдыхе. О том, о чём он, этот человек, пускай неосознанно, но всё равно мечтает. Об отдыхе, который на самом деле ему очень даже доступен. Информацию о этом отдыхе, которая пронизана большим зарядом положительной энергии. Просто так подан материал информационного ресурса в Интернете.
У меня есть примеры, когда человек заинтересовавшись, возвращается к нашему информаторию, кстати, информация о горнолыжном отдыхе и всем связанным с этим субкультурам, а значит и формальному и неформальному общению. Чем не эмоциональная составляющая вопроса? И если не сразу приезжает к нам в горы, то возвращается к этой тематике через год, через два, и даже через три, но всё равно этот человек уже у нас на крючке. Он всё равно уже «болеет» горами, он ещё не знает что он уже «болен» спортом. Всё. Приоритеты смещены. Пускай это не так явно сейчас.

 

Содержательные основы
В нашей деятельности по популяризации здорового и очень весёлого, полезного вида спорта, отдыха по определённым правилам – горнолыжного спорта/отдыха, мы задействовали, наверное, все системы физической оздоровительной культуры, все её направления.


Оздоровительно-рекреативная физическая культура – отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, физкультурно-спортивные развлечения). Термин рекреация – означает отдых, восстановление сил человека израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий, или соревнований. В современном обществе основные функции рекреации сводятся к следующему (по Ю.Р. Рыжкину, 1999г.):


— социально-генетическая (механизм усвоения социально-исторического опыта);
— творчески-атрибутивная (позволяет её рассматривать в развитии и совершенствовании);
— системно-функциональная (раскрывающая физическую рекреацию, как функцию конкретной социальной системы);
— аксиологическая (ценностно-ориентировочнная);
— коммуникативная (важное средство неформального общения людей).


Основными видами физической рекреации являются туризм (пеший, водный, велосипедный), пешие и лыжные прогулки, купание, всевозможные массовые игры: волейбол, теннис, городки, бадминтон, рыбная ловля, охота и др.


По количеству занимающихся рекреационные занятия могут быть индивидуальными и групповыми (семья, группа по интересам и т.д.)


Оздоровительно-реабилитационная физическая культура – специально направленное использование физических упражнений в качестве лечения заболеваний и восстановление функций организма. ЛФК.
Гигиеническая физическая культура – различные формы физической культуры, включенные в рамки повседневного быта.

Подводя итог этого раздела можно с уверенностью сказать что полностью доказана справедливость подхода к популяризации и внедрению физической культуры в народные массы, как нашего, так и Ю.Е. Рыжкина. Независимо друг от друга, особенно мы, не имея таких знаний и опыта, как у него, пришли к сходным выводам Рыжкина путём проб и ошибок, что доказывает полную справедливость его подхода к содержательным основам оздоровительной физической культуры. Ведь огромнейшую роль играет в нашей деятельности коммуникативное свойство физической культуры – наш сайт посещают ежедневно около 200 разных людей, они просматривают от 2000 до 7000 страниц нашего интернет ресурса и оставляют от 200 до нескольких тысяч сообщений в интернет-форуме нашего сайта. Аксиологичесмкая особенность физической культуры проявлена в полной мере – у нас есть сообщество (комьюнити) со своими идеалами и со своими ценностями не идущими в разрез, а наоборот гармонично сливающимися с ценностями всего Человечества: дружба, взаимопонимание, помощь, поддержка, положительность всего и вся, терпимость, толерантность. Без всяких оговорок системно-функциональная особенность присутствует очень ярко – мы показываем физическую рекреацию как способ существования целого общества. Выбранный нами способ отдыха доступен всем. И физическое совершенство совсем не главное тут, как и здоровье. В Америке есть в прошлом профессиональный спортсмен-сноубордист, потерявший в результате травмы ногу. Он продолжает свои занятия, он всё так же в горах, он живёт полной жизнью. В нашем комьюнити есть человек получивший серьёзные травмы, обычно после таких переломов человек пожизненно прикован к инвалидному креслу – этот человек, пользуясь определёнными современными средствами экипировки катается в горах на сноуборде. (Ромка, физкульт-привет, мужественный ты наш!). В фильме Уорана Миллера «50» (фивти), есть кадры лыжника катающегося по совершенно диким горам используя вместо палок, небольшие лыжики с прикреплёнными к ним тростями.

Нужны ли ещё доказательства верности общего подхода?

 

И снова вредные привычки
О, мы почти забыли о второй части нашего вопроса. О вредных привычках.
Давайте сразу определимся, что есть вредная привычка, а что уже перешло в область болезни и патологии, что есть уже область не физического воспитания, а скорее уже компетенция врача.


Вредной привычкой мы будем называть всякое проявление человеческого поведения несущая разрушительную составляющею во внутренний мир и здоровье человека.
Всё остальное размашистым подчерком подпишем «человек», «вредная привычка» и «болезнь».

ЧЕЛОВЕК

ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА

БОЛЕЗНЬ

И простой схемы наглядно видно, что все болезни человек получает только из своих вредных привычек, кои пестуемы им на протяжении лет, переходят в разряд болезней. Так считает академик Мизакарим Норбеков.


Определить вредную привычку очень легко - пользуясь вышеприведённой схемой. Нельзя однозначно сказать что то или иное действие вредно. Зачастую совсем наоборот. С виду вредное действие ведёт в к активизации внутренних сил организма, к закалке организма в итоге к большему совершенствованию организма, или к его излечению, особождению от недуга. Потому и подходить к методам и средствам нужно только с дифференцированной позиции. Нам не хватит рамок этой статьи, этого контрольного труда, для описания методов воздействия, способов отличить вредное от полезного. Пример – да легко! Вы пьёте? В смысле алкогольные напитки употребляете? Да, конечно! Да безусловно! Это вредно? Да, конечно! Стоп. Это вредно – так говорит весь наш опыт, всё заложенное обществом и воспитанием в нём. И, потребляя иногда спиртное, мы стараемся сделать это незаметнее для общества, нарушители же этого табу подвержены всеобщему порицанию. Но! Был ли Михаил Булгаков врачом я не знаю, но легко можно выяснить с помощью Интернета, но не важно, ибо в словах его, вложенных в монолог профессора Преображенского разрешает все вопросы связанные с потребление алкоголя, с полезностью, или же со вредностью данного акта, равно как и приоткрывает завесу над тем, как именно нужно употреблять пищу, ведь этот простой и привычный, равно как и очень необходимый нам для жизни процесс, может стать весьма вредной и разрушительной привычкой. Мы не можем говорить о вредности, или полезности употребления алкоголя – мы не врачи. Но очень многие врачи с кем мне довелось работать, отдыхать, кататься в горах, тех врачей с кем свела судьба, считают алкоголь очень полезным и незаменимым лекарством. Одним из лучших естественных транквилизаторов. Но подход врачей – это подход узких специалистов и они видят в алкоголе лекарство и умеют с ним обращаться как с лекарством, потому большинству людей этот подход не годится, увы, видим мы это почти каждый день, равно как и отсутствие культуры физической и общей.


Отсюда можно заключить, что самые привычные и обыденные нам дела могут нести как вред, так и пользу. Но всё зависит только от нашей культуры, от наших знаний и, простите, нашей же лени. И физическая культура, физическое воспитание есть одна из составляющих культуры общей, её мощнейшая и неотъемлемая часть.


Механизм действия я вижу такой: вредные привычки в ходе насыщения «человека среднего», нашего подопытного, замещаются в ходе «смещения приоритетов» на что-то более конструктивное. Скажем, на рекреационный отдых в горах…

 

Заключение
В роли подопытного, среднего человека выступал я сам. Всё что я писал применительно к нему – есть лишь только мой личный опыт. Всё всём принимал участие я сам и методы и средства воздействия испытывал сначала на самом себе. Тогда, 12 декабря 2000 года, в 12 часов дня, когда на высоте 2000 метров над морем я впервые пристегнул к ногам снежную доску, тогда и была написана эта контрольная работа по теории и методике физического воспитания и спорта, которую Вы сейчас читаете, создан популярный ныне интернет-проект 50hz.ru и готовится ещё один, о набирающем обороты в России виде рекреационного отдыха, именно тогда я поступил в Сочинский Государственный Университет Туризма и Курортного Дела. Именно тогда изменилась моя жизнь, сместились мои приоритеты. С тех пор прошли годы, в череде которых я видел как под действием только информации подаваемой нами в Интернете, менялась жизнь кого-то ещё. Тебя? В лучшую сторону?

Надеюсь, Вам не скучно было это читать. Это реальная контрольная работа, написанная и для сайта 50hz.ru. Вместе с моим преподавателем её читали и Вы. Я давно задумывался о размещении тех контрольных работ, что пишу на сайте, но эта первая – первый эксперимент подачи важной информации для людей, интересующихся своим физическим здоровьем и совершенствованием себя.

 

Список использованной литературы:
1. Изд. «Высшее образование» Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов «Теория и методика физического воспитания и спорта», Москва ACADEMIA 2003г.
2. «Сочинский экстремальный портал 50Hz.ru» (http://www.50hz.ru), весь опыт создания и популяризации горнолыжного спорта в сети Интернет.
3. «Электронная библиотека» lib.ru, текст книги М. Булгакова «Собачье сердце» lib.ru/BULGAKOW/dogheart.txt

 

Добавить комментарий

Оставьте свой комментарий. Через некоторое время, если он не противоречит политике сайта, комментарий будет опубликован. Спасибо Вам за комментарий и за понимание.
АЛЯРМ! Спамерам просьба не переживать сильно, их сообщения здесь не появятся никогда. Но вебмастер почитает, поржот...

Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >
 
www.50Hz.ru © 2015