Бывал я в дружественно Словакии
Написал Burton   
25.04.2006

Бывал я в дружественно Словакии

Всё началось так:

Сначала все мы, то есть я и группа товарищей решили поехать зимой куда-нибудь покататься… Дело было еще летом и, насмотревшись картинок о «зимней сказке» в журнале который валялся в квартире, решили поехать в приграничное государство озёр, лесов, форели и оленей – Финляндию, замете, гор я тут не упомянул.

Изучив карту Финляндии и выучив названия почти всех населённых пунктов, я и Ко, пришли к выводу, что собственно гор в «Зимней сказке» и не наблюдается, цены запредельные и добираться крайне неудобно и без автомобиля там делать нечего, план поездки в Финляндию был отложен до лучших времён. Затем, путём изучения различных рекламных материалов нами был выбран новый объект для подробного изучения.

Это была Андорра! Подробное изучения ландшафта страны, имеющихся гостиниц, схем трасс, подсчитывание подъёмников привело нас к выводу, что лучшего места для катания и соотношения цена/качество найти трудно. Было принято коллективное решение – ехать надо! К сожалению непредвиденное попадалово выбило меня и моё семейство из обоймы, и дружная компания отправилась в Андорру без нас. Потом были электрические письма, с восторженными отзывами, отправленные прям с горы из какого-то интернет кафе, возвращение, сувениры, фотографии, рассказы об отличном катании, практически дармовом виски, сигарах и поездках во Францию. В общем, я и моё семейство очень радовались за них. Зима продолжалась. Не частые выезды на склоны Дмитровско-Клинской гряды удовлетворения не приносили. Горы манили и звали, и было принято решение - ехать, во что бы то ни стало. При этом хотелось поехать куда-нибудь за пределы нашей Родины. Ну, хотя бы просто посмотреть, а как там у них? Как же они умудряются ставить по несколько подъёмников на одну гору, ухаживать за трассами, да вообще, разводить туристов на добровольный отказ от денежных знаков в пользу страны пребывания?

Параметр выбора страны был прост – цена. Изучив туристический рынок, я пришел к выводу, что в данной позиции явное лидерство занимает Словакия!!!! После чего была изучена карта Словакии и все имеющиеся материалы, отзывы в интернете. По отзывам сложилось впечатление, что Словакия это такая сказочная страна, в которую все едут кататься на всяких скользких предметах с гор, а в результате пьют пиво, всячески объедаются за символическую плату, очень этому радуются и опять начинают объедаться, пить пиво, а также другие местные алкогольные напитки.

Основных мест катания в Словакии оказалось два. Это Высокие и Низкие Татры. В Высоких Татрах горы соответственно повыше, снега побольше, но трасс и подъёмников поменьше, зато есть варианты культурного досуга в виде посещения различных памятников зодчества, катка и катания на трамвае по горам. Низкие Татры пониже, зато склоны более пологие, оборудованы большим числом подъёмников и разнообразных трасс самая длинная из которых 3700 метров. В общем, мы выбрали Низкие Татры, местечко под названием Ясна - единственный и центральный курорт в Низких Татрах. Решено – сделано. Оплачена дорога на поезде до какой-то загадочной станции «Жилина», трансфер до гостиницы, проживание в гостинице награждённой за заслуги в области туризма и обслуживания 2 звёздами - SNP (Словацкое Народное Повстание). Всё это удовольствие обошлось в 1050 убитых енотов на меня, жену и дочь.

И вот 28.02.2002 мы дружным семейством погрузились в вагон словацкой железнодорожной компании. Надо заметить, что вагоны довольно забавные. Узкие, все пластмассовые, похожие на китайский пенал. В купе 3 места. Одно над другим, а также умывальник, спрятанный под крышку стола. В общем, с тремя бордами в таком пенале было довольно тесно, но интересно. Кое-как разместившись, я пошел на разведку и обнаружил, что проводник торгует пивом. Словацким и чешским. И тут начался праздник. Пиво у проводника стоило 1 деньгу (доллар или евро). У нас были евро, - мы выиграли на курсе. Больше ничего примечательного в дороге не случилось. Ну, может быть, только замена колёс в Бресте и пересечение многочисленных границ. В общем-то, это было не утомительно.

Дорога из Москвы заняла около 28 часов. На станцию «Жилина» мы прибыли около 4-00 часов по местному времени. Как и следовало ожидать, на перроне с табличкой нас никто не встречал. Немного посоветовавшись с прибывшими соотечественниками, решили поискать встречающих на привокзальной площади. И на этой самой площади мы обнаружили два автобусика «Форд-транзит». Кто-то из наиболее активных соотечественников вступил в переговоры с водителями автобусов, по ключевым словам «Татры» и «Ясна» было определено, что автобусы встречают именно нас. Водитель автобуса закрепил все лыжи и борды в специальный карман на задней двери, и мы поехали. Весь автобус спал, звучала какая-то словацкая радиостанция, которая ничем, на мой взгляд, не отличалась от отечественных. А я пристально вглядывался в ночь, пытаясь поскорее увидеть горы и снег. Но видно практически нечего не было. Постепенно дорога стала извиваться, уши заложило, и я понял, что мы поднимаемся в горы. Снега на обочинах видно не было. Вот автобус остановился, мы выгрузились у гостиницы. Под ногами была сплошная корка льда, вокруг снег был не первой свежести. Понадеявшись на то, что трассы должно быть в отличном состоянии, мы пошли вписываться в гостиницу.

Проснувшийся от нашего появления молодой человек выдал нам ключи от номера а сам отправился спать дальше. Номер оказался вполне приличным. Всё просто, но чистенько. В номере были такие прелести как: туалет, душ, 2 кровати, кресло–трансформер, балкон, радиоприёмник и телевизор. Всё увиденное нас вполне удовлетворило и выпив немного коньяка «за приезд», мы улеглись спать. В 7-00 я проснулся, у нас то было уже 9 утра. Нужно было действовать!!! Прям перед нашим балконом я обнаружил гору. Она была большая, вся покрытая снегом, огромными ёлками классической «ёлочной» формы и ниточками подъёмников. По звуку я определил, что начинаются подъёмники где-то рядом, и решил пойти на разведку. Одевшись, я вышел из гостиницы и пошел на звук. Воздух пах хвоей. Шёл лёгкий снежок. Старт подъёмника я обнаружил в 25 метрах от входа в гостиницу. Подъёмник оказался достаточно культурный, хотя и «шваберный» (бугельный – прим. пер.), длинной около 700 метров. Склон, оборудованный этим подъёмником, назвать склоном можно было с натяжкой, этот участок Татр был практически ровным, то есть уклон был совсем не большой. Там где заканчивался «шваберный» подъёмник, вверх уходила 3-х местная креселка. С обеих сторон были проложены трассы со значительным уклоном шириной около 40 метров, которые у посадки на креселку сходились вместе и переходили в описанный выше пологий выкат. Все увиденные мной трассы были проложены через густые еловые леса. Ёлки в Ясне растут везде.

Вернувшись к гостинице, я пошел в противоположную сторону, и нашел в 100 метрах от гостиницы еще одну посадочную станцию. Более крупную. С кафе, пунктами проката, сервисами по ремонту, и другими признаками цивилизации. От неё начиналось две ветки подъёмников. Одна ветка была 4-х местной креселкой, а вторая фуникулёром с 4-х местными кабинками. Креселка уходила куда-то высоко вверх, в сторону, над лесом. Фуникулёр же висел над широкой, около 100 метров трассой ведущей ровно вверх в гору. Перед посадками развернулся выкат с небольшим уклоном. Длинной около 300 метров, а далее трасса уходила вверх с достаточно приличной крутизной, выше ничего видно не было. На опушках леса вдоль всех трасс стояли похожие на наклонённые телеграфные столбы снежные пушки. Многие пушки работали, образовывая облака ледяной стружки отдалённо напоминающей снег. Трассы были жесткими, отратраченными до состояния контрольно-следовой полосы. По ним всё еще ползали ратраки. Из увиденного я сделал вывод - настоящего снега мало, новый давно не выпадал, но кататься вполне реально, - только падать больно. Оставшись довольным от увиденного, я вернулся в гостиницу. Осмотревшись, я обнаружил ресторан (он же столовая), бар и еще одно питейное заведение под названием «Винарня». Проголодавшись, я пошел будить семейство для последующего сопровождения в ресторан-столовую, дегустировать местную кухню. Оказалась, что завтрак в день прибытия не оплачен, но это нас не остановило. Изучив меню на словатском языке, мы пришли к выводу, что кроме цен мы мало что понимаем. Высказав сомнение в целесообразности экспресс метода изучения языка обслуживающему персоналу, мы получили меню на русском языке. Изучив которое, мы выбрали самое экзотическое блюдо – яичницу. Оно оказалось действительно экзотичным, так как по внешнему виду опознать в этом блюде яичницу было невозможно. На вкус это оказалось банальным омлетом с грибами. Посовещавшись, мы приняли решение первый день пребывания посвятить акклиматизации, дегустации местной кухни, спиртных напитков и рекогносцировке на местности. (Представляю, как большинство читающих меня осудило!) Для всего этого после завтрака мы отправились на автобусную остановку, откуда добрались до райцентра под названием Липтовский Микулаш. Райцентр оказался очень милым маленьким городком с костелом на центральной площади и домиками в два – три этажа под черепичными крышами, выкрашенными в различные яркие цвета. Первые этажи домиков занимали многочисленные торговые учреждения, пивные, едальни и цветочные магазины. Основной вид транспорта в городе – велосипед. Вот такой вот пряничный городок. Чистый, тихий, спокойный. До Вены 250 км, добраться можно электричкой. Куда не посмотришь - взгляд упирается в заснеженные вершины гор. Дорога от Ясны до Липтовского Микулаша занимает 30 минут. Пол дня мы изучали местную кухню и цены на продукты питания. Самые смешные цены на пиво. В магазине бутылка самого популярного пива «Золотой Фазан» стоит 12 крон, при стоимости 1 доллара США - 46 Словацких крон. Хорошо покушать в ресторане с пивом на троих можно от 300 до 700 крон. На большую сумму съесть невозможно. Как следует наевшись в райцентре, к ужину мы вернулись в гостиницу. В горах пошел снег, и это вселяло надежду! Немного перекусив в гостинице, мы пошли прогуляться по самой Ясне, любуясь падающим снегом, покрывающим ёлки и огоньками ратраков, ползающим по всем окружающим горам. Вот в таком романтическо-обжорном настроении мы набрели на некое заведение под названием «Калиба» (Изба по нашему). Ну как было не зайти? Невозможно. Внутри оказалось довольно мило. Посередине горел очаг. Зал был оформлен в народном стиле с добавлением колёс от телег различной величины и другой домашней утвари. Мы подсели за столик к компании молодых ребят и девушек. Есть было больше невозможно и мы заказали немного вина, пива «Демановки» (местный крепкий алкогольный напиток 40%) и сыра. «Демановка» оказалась сладким напитком с привкусом елок. А пиво «Велкопоповицкий козёл» самым вкусным пивом, которое я пил. Неожиданно соседи по столику заговорили с нами по-русски с акцентом. Они оказались горнолыжниками из Вильнюса. Ребята сразу предупредили нас, что в данном заведении обсчитывают, так как оно, заведение, цыганское и обсчитывание входит в культурную программу. В подтверждение цыганскости заведения заиграли музыканты на скрипках, аккордеоне и контрабасе. Литовские горнолыжники рассказали нам, что в Ясну из Литвы все ездят кататься на выходные. Около 700 километров и никакие визы не нужны. А также передали кучу всякой другой интересной и полезной информации. Рассказав друг другу о жизни в соседних государствах, ценах на экип мы выпили за дружбу народов и отправились спасть. Снег всё усиливался. За ночь снега выпало около 20 см, подморозило. Утром солнце светило, не встречая на небе ни одной тучки. Ярко-синее небо, свежевыпавший снег укрывал ёлки. Погода была просто сказочная. Отдав дочку и жену на попечение инструктора-словака, я отправился покорять Татринские склоны. И начал я покорение с трассы под фуникулёром, а вернее с приобретения билета. Изучив расценки на ски-пассы, я решил купить билет на 5 дней - так получалось дешевле всего. Хотя в принципе дешевле выходило покупать разовые билетики на один подъём, но лень всё время ходить в кассу. Недельный ски-пасс стоит около 50 убитых енотов. Билеты магнитные и пройти по ним можно на все подъёмники курорта «Ясна», кроме вечернего катания. На освещенной трассе «вечернее лузование» стоит около 5 убитых енотов с 18 до 21 часу. Став счастливым обладателем красивого билета с изображением карты трасс и подъёмников, я влез совместно с какими-то польскими горнолыжницами с кабинку фуникулёра и взлетел по направлению к вершине. По дороге я обозревал трассу и заметил что кроме основной укатанной ратракими трассы, есть и более интересная, которая проходит по краю между ёлок, вдоль опушки леса. В общем-то, это не трасса, а следы нескольких катальщиков. Это предоставляло возможность прокатиться по целине, пообъезжать елки, да и вообще, как-то поживее.

Добравшись до конечной станции фуникулёра, я отошел в сторонку от площадки, на которой пристёгивались лыжники. Огляделся. Вокруг были горы, покрытые заснеженными елями. Конечная станция фуникулёра находилась чуть выше середины горы. Выше станции вёл «шваберный» подъёмник, но он был выключен. В стороне ниточки креселок уводили куда-то за ёлки вверх и были хорошо видны, однако станции их назначения были для меня пока загадкой. Отдышавшись и полюбовавшись, я пристегнул доску, не торопясь выехал к началу трассы. Трасса начиналась полого, широко и была отратрачена до блеска. Постепенно набирая скорость, я скользил почти прямо, делая небольшие дуги. Просто ехал, улыбался, смотрел по сторонам, жмурился от солнца и наслаждался моментом. Немного отойдя от первого впечатления, я выскочил на тропинку левее основной трассы и поехал по пухляку между ёлок. Это было здорово. Посередине трассы начинался участок с довольно крутым уклоном. Я выехал на основную трассу и большими дугами миновал этот участок. В общем-то до станции посадки оставалось 500 метров склона, постепенно переходящего в выкат. Этот участок я посвятил объезду лыжников и самолюбованию.

Первый спуск со склонов Татр. Что тут говорить, конечно, понравилось, особенно если учесть - это первые горы со снегом, в которых я побывал. Естественно, после первого спуска последовали и второй, и третий, и четвёртый, и так далее. Я носился и вдоль и поперёк, врезался в ёлки, они посыпали меня снегом, выпрыгивал с основной трассы на тропку сбивателей ёлок и обратно, пил во время перерывов пиво в кафе на верху и внизу, глазел на людей а люди соответственно глазели на меня. Около 16 часов уставший, но счастливый я вернулся к гостинице, где на учебном склоне забрал у инструктора своё семейство. Вечером снова пошел снег, в горы поехали ратраки, а мы смотрели на них, пили пиво.

Следующий день начался с того, что дочь заявила об отказе от дальнейших занятий сноубордингом с инструктором. Узнав в школе инструкторов, что отказаться от заказанного инструктора уже никак нельзя, я решил что сегодня инструктор будет заниматься со мной! В назначенное время инструктор появился. Моё семейство отправилось кататься на трассу с фуникулёром, а я с инструктором отправился на ту креселку, верхняя станция которой терялась из виду где-то за перевалом. Креселка была четырехместная. При посадке кресло останавливалось, а потом уносилось вверх, прямо как в песне из детства: «Взлетая выше елей». По дороге наверх инструктор расспрашивал мня на смеси славянских языков давно ли я катаюсь, и как мне хотелось бы покататься, по трассам, или вне трасс - по лесу? Для начала я решил прокатиться по всем трассам. Добравшись до верха мы пристегнулись и поехали. Эта трасса начиналась гораздо выше той, где я катался до этого. Тут уже начинался скалистый участок гор, больших ёлок не было. Зато все склоны вне трасс покрывали мелкие стелющиеся ёлочки, наверно такие должны расти в тундре.

Мы поехали. Трасса была широкая, с нормальным уклоном, а в некоторых местах «очень с нормальным». После «тундры» начинался лес, и трасса проходила какими-то лесными коридорами метров 15 шириной. Закончилась трасса совсем не там где мы сели, а у другого подъёмника - 2-х местного. На этом подъёмнике мы поднялись еще выше. Инструктор мне рассказал, что на этой трассе проводятся соревнования по скоростному спуску. Действительно, трасса была идеально ровная, с хорошим уклоном, достаточно извилистая. С покатыми стенами на которые можно заезжать на поворотах. Снег, правда, был жестко укатан. По центру трассы имелся участок около 150 метров сильно напоминающий полутрубие (halfpipe? прим. пер.). Потом опять начались лесные просеки, коридоры и длинный выкат в конце, на котором нужно было сильно разогнаться, чтобы доехать до станции посадки. На этом подъёмнике мы поднялись еще раз 5 или 6. Я пытался угнаться за инструктором, а он показывал новые тропы по которым можно спуститься. В одном месте даже пришлось спускаться по прошлогодней траве. Оказывается, борд по траве катит.

Накатавшись по всякому, я попросил инструктора прокатиться вне трасс таким образом, чтобы выехать под фуникулёр, где меня ожидали жена и дочь. Для этого мы поднялись на самый верх и еще немного прошлись, а потом пристегнулись. Инструктор махнул рукой в направлении подножья гор и понёсся, лихо объезжая карликовые ели (а может быть это были просто верхушки больших елей?). Что оставалось делать? Я поехал за ним. Тоже стал объезжать ёлочки, не могу похвастаться, что у меня получалось также складно, но я двигался и мне это нравилось, особенно там, где уклон был не особо ужасным, а ёлки росли не очень густо. Инструктор ожидал меня у начала каких-то подозрительных следов, которые уводили влево почти параллельно горизонту. Лихой братец- словак объяснил, что теперь надо будет метров 600 проехать траверсом, так как внизу ехать совсем некуда, а после траверса будет хорошая просека, миновав которую, мы выедем на трассу, которая ведёт к нашей гостинице, а там можно будет подняться на подъёмнике и опуститься уже на ту трассу, где меня ожидали. Естественно я согласился, а куда мне было деваться. И вот мы поехали траверсом. Принеприятнейшее занятие. Ноги затекали, я сразу понял, что моим ботинкам-ветеранам пора на пенсию в музей развития сноубординга. Скользили почти поперёк склона, иногда останавливались и запрыгивали на метр повыше и снова скользили. Это было долго. И вот наконец инструктор сказал, что теперь можно ехать просто вниз и скрылся из виду, порхая между ёлок, я конечно последовал его примеру, но не так бодро. Он ждал меня на небольшой площадке, за которой начиналась укатанная тропинка вниз шириной не более метра. После двадцатиметрового спуска, она круто уходила вверх метров на 15 и терялась в лесу за уже не маленькими ёлками. Инструктор мне объяснил, что нужно разогнаться посильней, чтобы заскочить наверх, а потом, как он сказал, начнётся бордеркросс, но недолго, метров 500, а потом обычная трасса. Рассказав что меня ждёт, инструктор продемонстрировал как нужно спрыгивать вниз и скрываться за поворотом в густом лесу. Я выскочил на узкую просеку около 1,5 метров шириной, при этом тропка была вся в буграх, глубиной до полуметра и частотой через каждые 2 метра. Уклон был не сильный, что безусловно, радовало, но постоянно нужно было объезжать кочки, не проваливаясь в ямы, уварачиваться от ёлок, вырастающих из-за поворота. Это очень напоминало компьютерную игру. Несколько раз я всё-таки встречался с ёлками, и мы обменивались дружескими объятьями. Метров за 50 до конца просеки инструктор прокричал, чтобы я набирал скорость, т.к. после неё начинается крутой подъём. Я, конечно, попытался и набрал, как смог, но наверх подъёма все таки не выскочил - пришлось отстёгиваться, подниматься пешком. Потом я долго сидел и отдыхал, глядя на уходящую вниз ровную, отратраченую трассу. Отдышавшись мы переговариваясь и шутя, что я «супер-райдер» скатились к нашей гостинице. Там выпили по кружке пива, и я поинтересовался, катался ли он в России. Словак ответил, что он сам нет, но его друг ездил в Сибирь, в г.Сочи, я долго смеялся, пытался нарисовать на снегу карту Российской Федерации и провести урок географии. В общем, чувствуя, что укатался, я попрощался с инструктором и побрёл искать своё семейство.

Они еще катались, а я сидел в кафе пил пиво, подставлял лицо солнцу, смотрел на народ в разноцветных одеждах и думал: «Вот оно - счастье». Вечером я с трудом поднимал стакан. Но боролся с собой. Потом было два не катальных дня. Все подвесные подъёмники были закрыты из-за сильно ветра, бороться со «швабрами» и очередями желания не было, и мы посвящали эти дни обзорным экскурсиям. Ездили в высокие Татры. Посмотрели. Красиво. Катались на трамвае по горам, на электричках по всей горной области. Когда ветер стих, мы снова катались с гор. А потом за нами приехал автобус и отвёз на вокзал.

И так, подводя итог нашего пребывания. В Словакию ехать стоит. Особенно хорошо если есть весёлая компания, По-русски понимают почти все, кто не понимает, тот понять старается. Отношение к русским хорошее. Мне даже показалось, что лучше, чем к остальным туристам. Пиво – супер! Еда отличная и не дорогая. Проживание тоже не дорогое. В принципе всё можно заказать без агентства и получится дешевле. Проживание в отеле с питанием около 400 крон. Дешевле снимать домики. Домиков очень много, рассчитанных от 4 до 10 человек. Домики симпатичные, но для того чтобы добраться до горы - нужна машина. Такси и прокат дорогие. Автобус ходит 1 раз в час. Домик стоит около 50 убитых енотов в сутки за весь дом. Кушать лучше в кафе и ресторанах, так как готовить получается дороже. Словаки похожи на Русских. В Ясне отдыхают все, кому не лень. Русские, словаки, чехи, немцы, австрийцы, венгры, литовцы, эстонцы, финны, поляки, белорусы. Наверняка еще кого-нибудь забыл. Катаются кто в чём, и у кого что есть. Никаких «пантов» и кривых взглядов. Довольно часто встречаются лыжи «Младость». На карвинговых лыжах катаются единицы, в основном русские. Часто встречаются борды еще с острыми носами. Атмосфера в целом расслабленно-доброжелательная. Горы, конечно, не такие, как на Кавказе, но вполне приличные и есть где покататься. Трассы ухоженные, на любой вкус и уровень катания. В Ясне, кроме гостинец и кафе больше ничего нет. Я бы туда съездил еще и не раз.

Вот и всё.

www.holidayinfo.sk

ski.sk

 

Добавить комментарий

Оставьте свой комментарий. Через некоторое время, если он не противоречит политике сайта, комментарий будет опубликован. Спасибо Вам за комментарий и за понимание.
АЛЯРМ! Спамерам просьба не переживать сильно, их сообщения здесь не появятся никогда. Но вебмастер почитает, поржот...

Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >
 
www.50Hz.ru © 2021